Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 — «Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай..» (Вторая часть)

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 1 Это интересно

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 — "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть)

На всякий случай, ссылка на первую часть — Клик

Отдельно стоит уделить внимание такому человеку как Стэн Уинстон, к сожалению, ушедшему из жизни в 2008-ом году.

Задолго до появления интернетов, википедий и прочих гуглов, я знал многие имена, звучавшие в титрах, просто потому что они сами собой запоминались, благодаря сильному интересу к кинематографу. Ну то есть еще с детства смотря начальные титры во многих фильмах, я всегда внимательно и с интересом их изучал, мол, ведь не зря же их зачитывают переводчики 🙂 Кто там оператор, кто продюсер.. И имя Стэна Уинстона, как главного мужика по спецэффектам, чаще всего звучало во многих культовых лентах. Таких как, например, уже упоминавшийся «Нечто» Джона Карпентера, «Чужие», оба «Терминатора» (почему «оба», а не все четыре, объясню позже), «Интервью с вампиром», «Хищник», «Парк юрского периода», «Бэтмены» Тима Бёртона и в общем куча фильмов, включая почти все самые наиболее известные блокбастеры нулевых (от фильмов Майкла Бэя до Marvel).

Помню одну из его цитат.. Не дословно, но что-то вроде — «при помощи проволоки, клейкой ленты и прямых рук на съемочной площадке можно сделать всё, что угодно». И действительно, остается только восхищаться тому, как не имея во многих случаях огромных бюджетов, они умудрялись показывать на экране невероятные по своей сложности вещи, благодаря одной лишь смекалке..

За свои выдающиеся достижения в области визуальных эффектов и грима, Стэн получил четыре Оскара, семь Сатурнов, три BAFTA, звезду на Голливудской аллее славы.. И одну номинацию на Золотую малину за неких «Пришельцев с Марса» (Invaders from Mars, 1986).

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 83

Я знаю множество актеров, операторов, композиторов, сценаристов и т.д., но если заходит речь о спецэффектах, смогу назвать лишь Стэна Уинстона.

Ну и разве что еще только Грегори Никотеро (Greg Nicotero) и Ховард Бергер (Howard Berger). И слегка погодя присоединившийся к ним на какое-то время Роберт Куртцман (Robert Kurtzman). В первый раз врезались в память после «От заката до рассвета» (From Dusk Till Dawn, 1996).. А так, наверное можно грубо сказать, что они работали над всеми остальными известными фильмами, над которыми не работал Стэн Уинстон (прим. автора)

Стэн сделал несколько макетов эндоскелета, потому как Кэмерону необходимо было видеть различные варианты. После долгих обсуждений и сравнений они, в конце концов, вернулись к тому первому концепту, который нарисовал сам Джеймс. И когда уже начали детально прорабатывать механизм, Кэмерон стал самым важным художником в студии Уинстона, и самолично рисовал каждую деталь эндоскелета. Это здорово облегчало работу как самому Стэну, так и его команде.

Поначалу Кэмерон и не думал создавать эндоскелет в натуральную величину, планировалось снимать все сцены с ним при помощи покадровой анимации, однако это всё же было довольно рискованное занятие. Неизвестно сколько бы на это ушло времени и денег, вследствие чего неясен был и конечный результат.

Тогда Уинстон и предложил построить модель в натуральную величину, которой можно будет управлять с помощью аниматроники. Стэн видел в своей голове весь фильм от начала до конца, благодаря чему всё задуманное Кэмероном на бумаге воплотилось в жизнь на экране еще более реалистично.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 85

В общей сложности, понадобился примерно год, от концепта до создания полностью готовой модели. Целиком она весила в районе 90 килограммов. Была почти два метра в высоту и состояла из около тысячи подвижных деталей.

В сцене, после появления Терминатора в его истинном обличье, движением робота управляли пять человек, двое из которых несли его на носилках.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 87

Вообще, было создано несколько копий эндоскелета..

В полный рост, для соответствующих съемок.

Отдельно верхняя часть, которую водружали на одного из техников Шэйна Мэхэна (Shane Mahan) и он имитировал походку с поврежденной, волочащейся ногой и управлял различными движущимися частями (головой, глазами) при помощи аниматронных механизмов, созданных Эллисом Бармэном (Ellis Burman Jr.) и Бобом Уильямсом (Bob Williams). Эту часть также использовали в сценах, где за Сарой ползет верхняя половина Терминатора после его подрыва, которую тащили двое техников, находящихся под полом.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 89

Плюс отдельно руки, где-то цепляющиеся за что-то или как бы подтягивающие половину туловища, ползущего за Сарой. И ноги, показанные крупными планами при ходьбе или подъему по лестнице.

И последняя копия была создана из полиуретана (класс синтетических эластомеров с программируемыми свойствами, широко применяется в промышленности как эффективный заменитель резины) и использовалась в той сцене, где Кайл взрывает робота. Полиуретан использовался из соображений безопасности, чтобы никто не пострадал от механических частей во время взрыва.

Ну и помимо этого, еще отдельно сделали часть головы с огромной глазницей, которую использовали для крупных планов зрачка киборга, который являлся обычной линзой от камеры.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 91

Также было сделано две головы с внешностью Арнольда, одна для сцены извлечения глаза, вторая «ехала» в грузовике в финальной погоне.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 93

При всем при этом, после того как Стэн создал накладной грим (от которого Арни был слегка в шоке, как такое возможно), съемки искусственной головы оказались в разы меньше планируемого, что, опять же, повлекло только положительные результаты, дав Кэмерону больше творческой свободы в съемках.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 95

Искусственная голова появляется в кадре гораздо реже и преимущественно левая часть лица, где отчетливо видно как сквозь дыру в щеке виднеются металлические трубки.

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 97

Ну и, понятное дело, без покадровой анимации всё же не обошлось. Надо было целиком показать идущую машину смерти..

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 99

Конечно, «эпопея» с эндоскелетом хоть и была эпичной, но всё же это не самое сложное, с чем ещё столкнулись создатели фильма.

Второй по значимости, я считаю работу, проделанную компанией Fantasy II, главным идеологом которой был Джин Уоррен (Gene Warren Jr.).

После просмотра «Терминатор. Да придет спаситель» (который, казалось бы, про войну будущего), на вопрос «ну как?», я ответил лишь, что в первом фильме этой самой войны будущего показано гораздо больше и куда более атмосфернее.. (прим. автора)

Джин тоже отлично знал, как заставить поверить зрителя в то, чего совсем нет на экране по факту, но что дорисовывает подсознание.. Например, иллюзию обширных пространств.

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 101

На переднем плане лежит череп в натуральную величину, за ним череп размером поменьше, затем черепа еще меньше и в итоге создается впечатление большого пространства, усеянного кучей черепов.

На экране игрушечные танки выглядят так же как и в реальной жизни, то есть игрушечно. Потому, чтобы создать в фильме впечатление огромных, тяжелых машин, потребовалось на самом деле не так много усилий. Этот эффект достигался съемкой с увеличенной частотой кадров — от 80 до 120 в секунду. И при замедлении до стандартных 24-ых, «игрушечность» исчезает и создается ощущение массивной, тяжело движущейся машины.

Ввиду ограниченности времени, сцены с тем же танком снимали последовательно, прямо по ходу сборки модели. То есть сделав гусеницы, снимали сразу гусеничные планы, затем танк целиком, затем оружейные башни.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 103

Кэмерон также очень знающий в плане создания различных иллюзий. Это видно (или правильнее сказать — незаметно) во всех его фильмах.

Сейчас ты замечаешь комбинированную съемку просто потому, что знаешь о ней и хочешь ее увидеть.. Ну или ладно, потому что в современном мире мы уже привыкли к спецэффектам и подобные вещи сами собой бросаются в глаза. Но пока я об этом не задумывался, то даже и внимания не обращал. Просто верил тому, что видел.

А на деле это просто миниатюрные декорации, созданные из пластика, картона и фольги.

В реальности площадь всей платформы (на которой происходили съемки сцен будущего) не превышала 5-6 метров, но благодаря дыму, правильному свету и постановке кадра создается впечатление обширных пространств.

Ну и разумеется, в подобной работе всегда найдется место каким-нибудь забавным штукам. Как, например, граната, бросаемая Кайлом и красиво падающая под гусеницу.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 105

На деле же, это 5 сантиметров пластмассы. И результат, видимый в фильме, был получен лишь с 26-го дубля.

Казалось бы, всё самое сложное позади.. Эндоскелеты, сцены будущего.. Однако, есть еще парочка примечательных моментов, созданных настолько грамотно, что даже сейчас почти невозможно найти шероховатостей.

Конечно, после того как ты узнаешь про какие-то спецэффекты, то они сразу потом становятся заметны, как, например, тросик, тянущий миниатюрный бензовоз. Но некоторые сделаны настолько круто, что их невозможно заметить, как не пытайся. К примеру, сцена пробития Арнольдом лобового стекла.

Арни конечно крутой мужик, но ветровое стекло автомобиля не под силу даже ему (хотя кто знает).

Для этой сцены (и я бы даже сказал не сцены, а секундного кадра) сделали стальной кулак, весом где-то 8-9 кг, установленный на пневматический таран с гидроприводом. Но вся эта хрень не позволяла двигаться машине с нужной скоростью. Ну а что делать, если машина не может ехать? Заставим тогда ехать кирпичную стену..

На фуру грузовика повесили имитацию стены и он двигался в противоположном, относительно движению машины, направлении.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 107

И после тщательнейшей репетиции (ведь всё нужно было сделать с первого дубля, избежав замены лобового стекла) всё получилось отлично.

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 109

К слову, о предшествующей этому сцене перестрелки в клубе TechNoir.

Вообще, Бин и Шварценеггер почти не встречались на съемочной площадке на протяжении всего времени создания фильма, снимаясь всегда порознь. Ведь съемки происходили, преимущественно, ночью и потому актеры работали в разные смены.

Исключением является лишь маленький момент в клубе, когда Майкл выпрыгивает из-за угла позади Арни и делает выстрел из дробовика. В остальном, эта перестрелка (как и все остальные сцены) снималась по отдельности с каждым актером. И благодаря грамотному монтажу веришь, что они оба действительно находятся в этот момент там и стреляют друг в друга..

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 111

Один, с первого взгляда тоже не примечательный, момент, а именно поведение глаз Терминатора и вообще его головы, придумал сам Шварценеггер. Когда голова поворачивается вслед за движениями зрачков (типо «режим поиска»), поскольку является механизмом и двигается медленно и плавно. И в то же время, в какие-то моменты она (голова) резким движением поворачивается в какую-либо сторону, показывая, опять же, грубый железный механизм, который не может как человек изогнуть шею или что-то в этом роде..

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 113

Ну и одна из самых впечатляющих сцен в фильме, а именно взрыв бензовоза, снималась в той же миниатюре (и это практически незаметно до сих пор), как те страшные танки будущего. Кэмерон конечно хотел взорвать настоящий грузовик, но ему не разрешили, поскольку происходило это рядом с полицейским складом, на котором хранились оружие, боеприпасы и несколько вертолетов стояли на крыше.

Всю сцену решено было воссоздать в масштабе 1 к 6. Макет построили на автостоянке рядом со студией Fantasy II. Основной сложностью было сделать всё так, чтобы эта сцена потом совпала по кадрам с реальной сценой, снятой 10 дней назад на реальной локации, где горят разбросанные части, якобы того же бензовоза..

Джо Вискосил (Joe Viskocil), пиротехник, имел свое представление о цепном взрыве. Поскольку Кайл подкладывает бомбу в самый хвост бензовоза, то и взрыв должен был сперва произойти там и постепенно двигаться к кабине, а не просто один большой бум.

В миниатюрную модель бензовоза, длиной около 3 метров, заложили 42 отдельных заряда и сцена снималась тремя камерами со скоростью 120 кадров в секунду.

Однако же, с первого раза снять сцену не удалось, поскольку трос (который, кстати, очень хорошо видно в самом фильме), прикрепленный к переднему мосту грузовика, от сильного рывка вырвал этот самый мост, а грузовик остался на месте.. В то время как Джо уже начал свою взрывную эпопею и потому первая модель была уничтожена безрезультатно. Но всего за два дня ребята соорудили новый бензовоз и со второй попытки всё получилось более, чем удачно.

Как по мне, данный взрыв легко даст форы многим современным компьютерным аналогам..

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 115

Хотел вставить сюда ещё гифку с похожим взрывом бензовоза из «Генезиса», но не хочется портить впечатления.. Могу кинуть потом в комменты, если кому интересно 🙂 (прим. автора)

Бегущую впереди взрывающегося грузовика Линду Хэмилтон (Linda Hamilton) снимали с помощью рир-проекции, как и солдат будущего, бегущих на фоне движущегося танка.

Некоторые путают рир-проекцию с хромакеем. Хромакей это просто зеленый экран, на фоне которого снимаются актеры и уже потом этот экран заменяют изображением посредством компьютера. Рир-проекция это экран, на который в реальном времени проецируется уже отснятое изображение, на фоне которого снимаются актеры.

Кстати, Линда незадолго до начала съемок сломала лодыжку и порвала связки. И весь фильм бегала с этой травмой, постоянно туго перебинтовывая ногу..

Кэмерон всегда тщательно прорабатывал все свои идеи, стараясь не упускать из внимания ни одной мелочи и каждый раз до конца отстаивал своё мнение. Его перфекционизм ни разу не обернулся во вред ни ему самому, ни какому-либо из его проектов (исключением можно назвать разве что «Бездну», но об этом позже).

Исполнительный продюсер Джон Дэли буквально умолял чтобы было как можно больше дневных сцен, ведь ночью снимать дороже. Но Джеймс (несмотря на все бюджетные ограничения) и тут не отступил, напирая на своё виденье фильма, его стиль и необходимую атмосферу.

Недостаток бюджета приводил иногда к совсем уж интересным моментам. Как, например, тот же клуб TechNoir.. Днем это был обычный ресторан, а ночью превращался в клуб из фильма. И первое время в массовку набирали людей, которые могли заплатить за вход..

Ну а в последние съемочные дни так вообще доснимали какие-то сцены, будучи вдвоем, втроем. К примеру, когда Терминатор угоняет автомобиль, предварительно рукой высаживая стекло в двери.

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 117

И выглядело это примерно так — Арнольд выгреб одежду из багажника машины (костюмера на тот момент уже не было), оделся и под, чуть ли не шёпот, Джеймса «давай скорее, переходи улицу, пока полиция не приехала, подходи к машине и разбивай стекло», выполнял его указания. Сняли и бегом в следующую локацию.

Джеймс потом вспоминал, что Арни в этой суматохе даже не задался вопросом по типу «Что надо сделать? Стекло разбить рукой? Просто подошел и долбанул»..

А как рассказывал Майкл Бин, самый сложный физический трюк, который он видел в этом фильме, это падение его персонажа на землю, когда он прибывает из будущего. Этот трюк выполнялся каскадером, который реально падал на асфальт с высоты примерно полтора метра..

Gifx

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 119

После окончания основных съемок, на стадии монтажа так же возникли некоторые трудности. Наиболее интересная из которых — финальная сцена гибели Терминатора под прессом.

Кэмерону показалось недостаточно того, что они сняли и хотел эффектный финальный кадр крупным планом, где глаз киборга затухает, демонстрируя его окончательную ликвидацию.

Благодаря художественным умениям, смекалке и фразе «одна голова хорошо, а две лучше», Джеймс на пару со Стэном Уинстоном соорудили две миниатюрные половинки пресса из пенопласта, покрасив его серебрянкой. Затем сделали глазную часть, которая отваливается в процессе давления, из плотной фольги и вставили в нее красную лампочку, которая постепенно затухала. И, собственно, это всё, что зритель видит в этом кадре.. Плюс легкая дымка, являющаяся обычным сигаретным дымом, который, как говорит Стэн, вообще попал в кадр случайно, мол, кто-то курил в тот момент и выпускал дым на всю эту монструозную конструкцию 🙂

Джеймс Кэмерон и самые кассовые фильмы в истории кинематографа.. Vol.1 - "Как начать снимать кино? Бери камеру и снимай.." (Вторая часть) 121

Выход фильма в прокат сопровождался не менее интересными казусами.. Это сейчас многие думают, что «Терминатор» сам по себе великий фильм, его выпустили, все офигели и Кэмерон «улетел на орбиту».. На деле же, фильм преподносился как проходной боевичок, и не только в головах студийных боссов, но и по факту — без особой рекламной кампании, для ограниченного проката. Его изначально даже не показывали критикам, боясь что они разнесут фильм, а студия намеревалась хотя бы за недельку показа окупить расходы и благополучно обо всём забыть.

Свою роль сыграли агенты актёров Бина и Шварценеггера, после просмотра настояв на том, что фильм должны увидеть не только критики, но и вообще все кто можно. И после восторженных (удивительно) отзывов критиков, студия резко кинулась менять рекламную кампанию..

В результате, «Терминатор» собрал в мировом прокате около 80 миллионов долларов. Получил 7 номинаций премии Сатурн, из которых выиграл в трёх — «лучший сценарий«, «лучший грим» и «лучший научно-фантастический фильм«.

И также получил Гран-При на Международном Фестивале Фантастических Фильмов в Авориазе, Франция (Avoriaz Fantastic Film Festival).

А в 2008-ом году Библиотекой Конгресса США (которая ежегодно отбирает по 25 фильмов, представляющих историческую, культурную или эстетическую ценность) включен в список 25 фильмов, признанных культурным достоянием страны.

На данный момент «Терминатор» занимает 228-ое место в рейтинге 250-ти лучших фильмов всех времен и народов на сайте IMDb. Хотя его позиции постоянно скачут, просто сам факт, что он там есть.. пока еще..

Стэн Уинстон: «Это было искусное повествование, и это главная особенность Джеймса, особенность первого Терминатора. Впоследствии я работал на многих фильмах, которые технически были намного совершеннее Терминатора, но не имели такой истории»

Уильям Уишер: «Всё, что вы хотите знать о фильмах Джеймса Кэмерона, есть в Терминаторе. В дальнейшем он лишь развивал и совершенствовал свой талант»

To be continued..

Пикабу

Источник

Оценить статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector